Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть



сегодня 29 сентября четверг

Комитет Государственной Думы
по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Трехлетняя работа Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии завершилась принятиям сразу в двух чтениях законопроекта № 584399-5.

23.12.2014

 

Трехлетняя работа Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии завершилась принятиям сразу в двух чтениях законопроекта № 584399-5.
Данный законопроект разработан Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам охраны окружающей среды в 2010 году. Основной целью законопроекта - создание условий для экономического стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Сложившаяся ситуация в сфере обращения с отходами характеризуется гигантскими ежегодными объемами захораниваемых отходов, увеличением площадей несанкционированных свалок вокруг населенных пунктов, почти полное отсутствие промышленной утилизации отходов.
В процессе подготовки законопроекта в Комитете, Правительстве РФ, Минприроды России обсуждались различные подходы к совершенствованию законодательства в сфере обращения с отходами. Результатом этих обсуждений стал принятый сегодня Федеральный закон, который направлен на решение целого комплекса взаимосвязанных задач, среди которых повышение эффективности государственного регулирования в области обращения с отходами, создание условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами, формирование новых экономических инструментов для вовлечения отходов в хозяйственный оборот и т.д.
Наравне с Федеральным законом № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года                           (О нормировании и наилучших доступных технологиях) Закон подготовлен исходя из международных принципов охраны окружающей среды и направлен на совершенствование государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Законом предусмотрено наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов с участием органов местного самоуправления. Основные функции по управлению потоками отходов будут сосредоточены на уровне субъектов Российской Федерации.
Основой для региональной политики в сфере обращения с отходами должны стать два документа - специальная региональная программа и территориальная схема обращения с отходами. При этом содержание территориальных схем должно быть согласовано с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Вводится институт регионального оператора в сфере обращения с коммунальными отходами. Каждый субъект может наделит одну или несколько организаций статусом «регионального оператора», задача которого обеспечить вывоз коммунальных отходов из жилого сектора и направить их на специализированные объекты по обращению с отходами. Это позволит создать замкнутые циклы обращения с твердыми коммунальными отходами и обеспечить контроль за потоками отходов.
Вместе с этим, в целях создания прозрачной регулируемой деятельности по обращению с коммунальными отходами внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Так, с 2016 года вводится новая коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами. Эту услугу должны будут предоставлять региональные операторы, отбираемые субъектом Российской Федерации по конкурсу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отнесение вывоза твердых коммунальных отходов к коммунальным услугам решает сразу несколько задач, в частности это позволит сделать услугу по вывозу отходов для населения более прозрачной (отдельная строка в квитанции), установить долгосрочное тарифное регулирование, а также решить вопрос с организацией вывоза отходов из частного жилого сектора. Сейчас граждане, проживающие в частных домах, обеспечивают вывоз своих отходов по желанию, что во многом является причиной появления несанкционированных свалок, особенно в летний период.
Новеллой Закона является установление в законодательстве Российской Федерации ответственности производителя и импортера товара (продукции) за утилизацию отходов, которые образуются в результате потребления этих товаров. Данная норма закона вводится с 1 января 2015 года и направлена на сокращение объемов захоронения отходов и увеличение объемов утилизации полезных фракций (бумаги, полимеров, стекла, металла и др.). Перечень товаров, которые должны быть утилизированы, а также нормативы их утилизации (процент от выпущенных в обращение) будут утверждаться Правительством Российской Федерации, и пересматриваться один  раз в 3 года.
В случае, если производитель или импортер не обеспечивают выполнение установленных нормативов утилизации, они должны уплатить экологический сбор в бюджет Российской Федерации. Средства, поступившие в счет уплаты экологического сбора, будут расходоваться через механизм государственных программ в виде субсидий субъектам Российской Федерации. Законом закреплены конкретные направления расходования средств экологического сбора – на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуги по обращению с ТКО, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Также предусматриваются административные меры регулирования в области обращения с отходами, в частности запрет на захоронение полезных компонентов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот                         (с 2017 года) и запрет применения твердых коммунальных отходов для рекультивации земель (с 2015 года). В тоже время Законом установлены дополнительные понижающие коэффициенты к плате за размещение отходов при проведении различных мероприятий по снижению негативного воздействия отходов, а также «обнуление» платы при размещении отходов на объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду (с 2019 года).
Таким образом, принятый Закон позволит внедрить новые инструменты экономического стимулирования, сформировать финансовые потоки для строительства и развития необходимой инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Наверх

Подписка на новости